Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Здание 25 ЕГЭ по истории

Здание 25 ЕГЭ по истории

По материалам сайта: https://urokidoma.org/blog/zdaniie-25-iege-po-istorii.html

Задание 25: историческое сочинение по определенному периоду истории России.

Что подразумевают составители под «определенным периодом»:

- время правления того или иного руководителя государства (или часть длительного правления);

- совокупность нескольких правлений (например, эпоха дворцовых переворотов);

- переломные события, периоды (Смута, Гражданская война, революция).

Требования к историческому сочинению:

  1. Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории (до 2 баллов).

  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России (до 2 баллов).

  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории (до 2 баллов).

  4. Дать историческую оценку значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков (1 балл).

  5. Корректное использование исторических терминов, понятий (1 балл).

  6. Отсутствие фактических ошибок (до 2 баллов).

  7. Ответ представлен в виде исторического сочинения: последовательное, связное изложение материала (1 балл).

Важно: баллы по критериям 6 и 7 ставятся только в том случае, если участник получил не менее 4 баллов по критериям 1-4

Давайте мы подробнее разберемся с тем, что собой представляет это задание.

Что подразумевают составители под «определенным периодом»?

Это может быть время правления какого-то руководителя, монарха допустим, или, если речь идет о советском периоде, скажем послевоенной истории, это может быть время, когда руководителем государства был Иосиф Сталин, хрущевская оттепель, брежневский застой, период перестройки.

Если правление длительное, то часть этого правления может быть. Также могут быть какие-то переломные события: революция, Гражданская война, Великая Отечественная война. Последнее событие очень большое, и оно может быть не целиком дано, как один период, а отдельная его часть.

Вспомните, как мы с вами делили историю Великой Отечественной войны:

  • выделяли начальный период – с 22 июня 1941 года по ноябрь 1942 года;

  • далее период коренного перелома в войне: Сталинградская, Курская битва – это ноябрь 1942 по 1943 год, когда после победы на Курской дуге общее наступление Красной армии по всему фронту началось;

  • и заключительный период войны – с 1944 по 9 мая 1945 года – освобождение территории СССР, полное освобождение стран Восточной и Центральной Европы, капитуляция Германии.

Это насыщенный событиями период, и поэтому, скорее всего, если именно период войны будет, то для исторического сочинения предложат временной какой-то отрезок, один из периодов войны.

Требования к историческому сочинению

Теперь давайте с вами посмотрим, что же собой представляет историческое сочинение в смысле оценивания в баллах. Всего вы можете получить за выполнение заданий ЕГЭ 53 первичных балла. Потом они уже будут переводиться с помощью таблиц перевода. Из этих 53 баллов 11 баллов –  это считайте больше пятой части – за историческое сочинение. То есть это очень емкое по оцениванию задание. И если вы претендуете на высокий балл, то написанию исторического сочинения вы должны уделить особое внимание.

Давайте посмотрим, а что вообще вы должны показать: какие знания, какие умения, за что выставляются баллы.

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории (до 2 баллов).

Главное здесь условие: они должны относиться к данному периоду целиком – начинаться и заканчиваться в указанном периоде.

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами); охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России (до 2 баллов).

Обратите внимание: если события нужно просто указать, то исторические личности нужно не просто назвать, а охарактеризовать их роль в событиях этого периода.

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории (до 2 баллов).

Причинно-следственная связь – вот поэтому событие произошло, и оно привело к вот такому событию. Причем здесь есть очень важная оговорка, на которую нужно обратить внимание: «...в рамках данного периода истории». То есть не какие были последствия вот этого события в следующем периоде, в отдаленной какой-то перспективе. Нет, именно в указанных рамках.

Например, мы с вами называли периоды войны. Если у вас стоит период коренного перелома, то и причинно-следственную связь вы должны указывать между событиями ноября 1942 года по конец 1943 года. То есть это будет учитываться при выставлении балла за выполнение этой части задания.

Дать историческую оценку значимости перевода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков (1 балл).

Здесь у вас уже есть выбор: вы можете дать либо собственную оценку, анализируя исторические факты, либо привести мнения историков. С одной стороны, мнения историков привести проще: если какое-то мнение есть, то вы его приводите, и независимо от того, как к нему отнесутся эксперты, которые будут оценивать выполнение задания, они должны будут оценить ваш ответ. Но подумайте: а всегда ли это возможно? Всегда ли вы для каждого периода, когда речь идет о каких-то событиях, помните конкретно, что тот или иной историк говорил по этому поводу? Если есть такая возможность, если вы это помните – разумеется, приводите это мнение. Скажите, что, по мнению, допустим, Ключевского, так и так этот период можно оценить. Если вы не помните, какой именно историк это говорил, то, в принципе, возможно, конечно, написать: «По мнению некоторых историков...» Но это может быть неоднозначно оценено.

Ну и не забывайте, что вы тоже имеете право на собственную оценку. Ваша собственная оценка может расходиться с мнением экспертов, но в любом случае, она должна быть аргументирована. Например: «Я так считаю, потому что…  Этот период можно оценить так, потому что...» Отвечайте достаточно кратко, здесь не нужно развернутого ответа.

Корректное использование исторических терминов, понятий (1 балл).

А их использовать нужно обязательно. Они должны присутствовать, это сочинение по истории, исторические термины должны присутствовать обязательно, когда вы характеризуете период, событие или явление.

Отсутствие фактических ошибок (до 2 баллов).

Очень внимательны будьте, когда пишете, а то 2 балла потеряете. Но есть одна оговорочка: эти 1 или 2 балла могут быть добавлены только в том случае, если за первые четыре пункта вы получили не менее четырех баллов из семи. То есть назвали два события, назвали две исторические личности, деятельность которых связана с этими событиями, и роли их, указали две причинно-следственные связи в рамках данного периода и историческую значимость периода оценили. Максимум 7, а вы получили не меньше четырех – вот только при таких условиях вам добавят один балл или 2 балла за отсутствие фактических ошибок.

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) – 1 балл.

Один балл добавляется в том случае, если ваш ответ представлен в виде исторического сочинения, то есть это последовательное, связное изложение материала. Этот балл также можно получить лишь при условии, что по первым четырём критериям вы получили не менее 4 баллов.

Причем задание в первый раз такое, и каких-то четких требований, как должно быть, по какому плану должно строиться это самое исторической сочинение, нет. Вы можете излагать в порядке указанных пунктов. То есть требования к историческому сочинению не надо держать в голове, они прописаны в условиях задания номер 25, они будут перед вами.

Как отвечать?

Вы сможете отвечать по пунктикам, но только помните, что это должно быть связное изложение, связный рассказ.

Также вы можете отвечать в свободной форме. Вы можете, например, начинать с исторической значимости периода или дать ему оценку, а потом сказать: «Наиболее значимыми событиями этого периода были вот такое-то и такое-то...», – и дальше продолжать.

Вы можете вначале причинно-следственные связи выделить, и выделяя причинно-следственные связи вы события назовете. А потом расскажете о тех исторических личностях, которые к этим событиям причастны.

Единственное требование – изложение должно быть последовательным и связным. То есть здесь ответ отрывочными, отдельно стоящими предложениями, словами и словосочетаниями не пройдет. Правда, только 1 балл за это прибавляется, но и один балл тоже может сыграть серьезную роль.

Какие периоды истории могут быть?

Конечно, трудно сказать, это все пока очень приблизительно. Я хотела бы обратить ваше внимание вот на что: в обязательном порядке будут присутствовать события трёх периодов.

Каких именно?

Выделяют три блока периодов:

IX в. – 1689

1689–1914 гг.

1914–1991 гг.

862–912

912–945

945–972

980–1015

1054–1113

1113–1132

1125–1174

1200–1236

1237– 1243

1243–1300

1300–1325

1325–1340

1359–1389

1389–1425

1425–1462

1462–1505

1505–1533

1533–1547

1547–1560

1565–1572

1547–1584

1584–1598

1598–1610

1606–1613

1613–1645

1645–1676

1682–1689

1689–1725

1700–1725

1725–1762

1741– 1761

1762–1775

1775–1796

1796–1801

1801–1815

1815–1825

1825–1855

1855– 1881

1894–1904

1905–1907

1907–1914

1914–1918

1917–1922

1921–1928

1929–1941

1941 – ноябрь 1942

1942 ноябрь – 1943

1944 – май 1945

1945–1953

1953–1964

1964–1982

1985–1991

 

Первый период: с девятого века до 1689 года. Он связан с древней, средневековой историей, имперским периодом. То есть до правления Петра I.

Второй период – с 1689 по 1914 год – будет связан с так называемым имперским периодом.

И третий период: с 1914 по 1991 год. Очень велика вероятность того, что все же составители заданий ограничатся 1991 годом, хотя вполне возможно, что будет указан период, допустим, с 1991 по 1999 год или начало 21-го века.

Какой вывод напрашивается, если вы не уверены в том, что у вас хорошие, твердые, прочные знания событий, личностей по всему периоду отечественной истории? Вам ведь не зря предлагают составители ЕГЭ три варианта, из которых вы должны выбрать 1. Это значит, что в оставшиеся до ЕГЭ дни следует сосредоточиться при подготовке к историческому сочинению на одном из периодов. Какие конкретные даты вам попадутся, трудно сказать. Но то, что один из них будет из древнейшей истории, один из имперского периода, один из периода после 1914 года, – это точно. И если вы один какой-то большой период досконально повторите,учитывая, что вам придется по нему писать историческое сочинение, то вы не прогадаете.

Но какой из периодов выбирать, я вам советовать не берусь. Это зависит от того, какой из периодов вам более интересен, по какому периоду у вас более прочные знания.